Таймшер по-русски

24 июля 2010 | 16:25

Таймшер по-русскиПродажа прав на клубный отдых в России (таймшер) — это достаточно молодая сфера услуг в области туризма и организации отдыха. Настолько молодая, что и до сегодняшнего дня ни парламентом страны, ни Правительством не разработаны еще надлежащие правовые критерии этой деятельности, отсутствуют известные потребителям морально-этические требования к работникам, занимающимся в такой сфере бизнеса на территории РФ.

Более того, практически отсутствует (за редким исключением) судебная практика по делам данной категории — гражданских дел единицы, уголовных — ни одного. Потому может возникнуть вполне правомерное сомнение: значит, здесь все нормально?

На самом же деле в сфере продажи прав на клубный отдых царит настоящий беспредел. Фирмы, занимающиеся этим делом, глубоко законспирированы, себя не афишируют (покажите мне хоть одну рекламу), все свои мероприятия, связанные с психологической обработкой граждан, проводят достаточно интимно (на них нельзя приходить с соседкой, другом, адвокатом, родственниками — только с женой (мужем), проекты подписываемых документов нельзя брать домой, изучать, советоваться вне места сделки и т. д.), в высшей степени профессионально и целенаправленно (обработка ведется агрессивно, непрерывно в течение 4 — 5 часов, с применением всего комплекса наглядной агитации и психологических приемов).

Тогда возникает еще один вопрос: а почему же нет ни гражданских, ни уголовных дел, возбужденных по заявлениям обманутых потребителей? Тем более в нашей стране, где обманутым в чем-либо оказался почти каждый второй, где суды забиты и переполнены исками этих самых обманутых и где мошенники составляют элиту следственных изоляторов и тюрем?

Ответом здесь могут послужить уроки некоторых не обязательно судебных дел, в которых и высветились все потаенные нюансы таймшера по-русски. Его особенностью, с одной стороны, является как бы правовой характер, притупляющий бдительность граждан и рождающий у них уверенность в законности договора, надежности турфирмы и эффективности избранного ими способа потратить свои деньги на отдых, а с другой стороны — отсечение любых попыток потребителя реализовать свои права, предусмотренные российским законодательством в случае каких-либо отклонений от нормы. Все происходит приблизительно по такой схеме.

Первый этап

Знакомство с состоятельным клиентом (в дорогих магазинах, на светских раутах, тусовках и проч.); звонок (домой, на работу) с радостной вестью о выпавшем выигрыше (обязательно дорогом, но бесплатном) и порядке его получения с одновременным приглашением на презентацию компании; сама так называемая презентация, где в течение длительного времени клиент под воздействием незатейливых угощений кофе или шампанским подвергается массированной обработке на предмет принятия решения о приобретении таймшера; подписание договора; уплата денег (тут же на месте или с выездом менеджера турфирмы домой к клиенту, пока тот еще «тепленький»). Здесь оперируют суммами от 10 до 20 и даже более тысяч долларов.

Второй этап (может развиваться по двум направлениям)

  1. Нормальное развитие событий. Российская турфирма-агент направляет документы по заключенной сделке иностранной компании — владельцу аппартаментов, отдых в которых приобрел потребитель. Через некоторое время потребителю приходит так называемый сертификат о правах на отдых в выбранный им сезон, на конкретно определенный срок «с… и до…». Затем следует поездка потребителя к месту расположения аппартаментов. Помимо стоимости билетов, потребитель при этом несет и другие совершенно не предвиденные и не оговоренные в контракте расходы: необъяснимые по тарифам платежи за коммунальные и иные эксплуатационные услуги (ежегодные взносы хозяину аппартаментов), на немыслимые по стоимости услуги обслуживающего персонала и т. д., и т. п. По словам одного из владельцев такого таймшера в г. Гран-Канариа (Канарские о-ва), ему с женой, не считая стоимости самого таймшера и билетов, такой 2-недельный отдых на острове в ноябре обошелся более 30 тыс. долл. США. В последующем, после продажи таймшера, несмотря на инфляцию и другие негативные экономические процессы, происходящие не только в нашей стране, при практически не изменившихся потребностях отдых ему по обычным турпутевкам стал обходиться значительно дешевле.
  2. Криминальное развитие событий. Начало впечатляет: приобретение «собственности за границей» (именно так, как правило, величают это действо менеджеры таймшерных сделок). Правда, речь идет пока еще не о самой собственности, а лишь об обыкновенной бумажке, но бумажке многообещающей, с подписями и печатями. Называется эта бумажка «контрактом».

Итак, что же это за «контракт» такой?

Наглядно генезис криминальной ситуации, связанной с обманом потребителя, можно проследить на примере гражданского дела по иску гражданки Н. к фирме «Парадис Гивт».

Из контракта следовало, что фирма в лице господина Джона Рома пообещала обеспечить Н. исключительными правами размещения на одну неделю в желтый сезон в односпальных апартаментах Клубной системы отдыха на срок 65 лет. За это клиент обязывался оплатить членские взносы в «Interval International» за 3 года, ежегодный управленческий взнос — 2568 долл. США в качестве задатка и в тот же день, т. е. в день заключения сделки, еще 5138 долл. США в виде остатка полной стоимости. При этом остаток полной стоимости должен был быть выплачен некоей британской трастовой компании «Hutchinson and Co Trust Compani Ltd» напрямую, банковским переводом в «Barclays Bank» или рыночному агенту, т. е. в «Парадис Гивт».

В качестве гарантии безопасности клиента от недобросовестности фирмы в контракте значилось, что если в 3-месячный срок со дня получения оплаты трастовой компанией исключительное право размещения не будет предоставлено клиенту, рыночный агент обязывался возвратить ему все полученные средства.

Итак, Н., не заподозрив подвоха, выложила фирме 7700 долл. США, с чем ее принародно, в присутствии таких же, как и она, любителей сказок, поздравили и взамен пообещали в скором времени выдать сертификат собственности. Однако никакого сертификата Н. не получила.

Тогда она пришла к адвокату. Как оказалось при более близком рассмотрении заключенного ею контракта, он и не мог предвещать ничего иного, кроме обмана. Ведь согласно условиям договора указанный выше 3-месячный срок исчислялся не со дня оплаты денег клиенткой, а со дня… получения оплаты трастовой компанией. Поди узнай, когда ее деньги перечислены в компанию, когда они поступили на счет, да и поступили ли вообще? А где находится эта компания, если ее адрес указан на английском языке, которого Н. не знала? Но, допустим, переводчик подсказал бы ей адрес и путем переписки с компанией Н. узнала бы, что деньги ею не получены. Что тогда?

На это ответить сложно, ибо в контракте рыночный агент нигде не указал, а в какой же срок он сам должен перечислить деньги трастовой компании и выдать клиенту сертификат. Да, в указанном случае условия о сроках по российскому законодательству являются существенными, и, если они не названы, сделка могла быть признана недействительной.

Но в контракте записано, что стороны обязаны безоговорочно подчиняться эксклюзивной юрисдикции не России, где заключался контракт, а… Гибралтара. На юридическом языке это называется «применимым правом». Почему именно право Гибралтара решили применить к этой сделке, одному Богу известно. Возможно, потому, что законы этого островного государства не известны не только Н., но и самому рыночному агенту. По тому применимому праву, которого не знаешь, вряд ли сможешь что-либо в таком контракте использовать, и уж тем более оспорить.

Но даже если бы деньги и поступили трастовой компании, она должна была с названными в контракте в качестве полномочных представителей Н. лиц — Питом Рональдом Хатчинсоном и Джей Элизабет Поуп (как значилось в контракте, гражданами Англии), которых она и в глаза не видела-то и о существовании которых даже не знала, заключить еще один договор… о покупке для нее исключительных прав на размещение в Клубной системе отдыха. При этом Н. обязывалась беспрекословно исполнять все обязательства по такому договору.

Поистине правовой ужастик. Иначе не назовешь всю эту юридическую абракадабру, умышленно сконструированную с одной целью: ввести клиента в заблуждение.

Еще много чего сомнительного, странного и противоправного было в том контракте Н. с «Парадис Гивт». А поэтому по совету адвоката клиентка заявила против недобросовестной фирмы судебный иск. Хамовнический межмуниципальный суд г. Москвы удовлетворил требования Н., постановив взыскать с недобросовестной фирмы 7700 долл. США прямых убытков и такую же сумму в возмещение морального вреда. Однако к этому времени фирма с насиженного места уже скрылась. Следы умело замели. Началась длительная процедура поиска фирмы в московских закоулках. И на сегодняшний день судебные исполнители бессильны чем-либо помочь обманутой Н. Не берут такие дела и следственные органы из-за их судебной неперспективности и нераскрываемости.

Не поддавайтесь усыпляющим речам менеджеров и не теряйте бдительность на подобных презентациях и приемах. Тем более избегайте скоропалительных сделок на таких мероприятиях. Вас торопят, за оперативность обещают всевозможные скидки, дорогие призы и т. д. неспроста. Дома вы поймете, что заключенный Вами контракт, как и в случае с Н., липовый или не в Вашу пользу.

Если Вы все же решили приобрести «кусочек счастья» на дальнем берегу, попросите образец предлагаемого Вам к заключению контракта и дома вместе с адвокатом скрупулезно изучите его. Адвокат даст Вам грамотные и полезные советы, как поступить и что делать с таким документом. Насторожитесь, если фирма под любым предлогом отказывается дать Вам такой образец. Предлагаемый ею способ заключения сделок называется «вариант вслепую», что-то типа «наперстка». Тут уж решайте сами, стоит ли рисковать, или лучше подыскать другую, более открытую компанию.

Нынешние турфирмы, работающие на рынке продажи таймшера, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2002 г. № 753, должны иметь лицензию на деятельность по продаже прав на клубный отдых. Такая лицензия выдается только Министерством экономического развития и торговли РФ (департамент по туризму).

Фирма, продающая таймшер, обязана обеспечить Вас информацией о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, о средствах размещения, об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, в т. ч. о местных традициях и обычаях.

В заключаемом договоре с клиентом фирма обязана записать следующую информацию: сведения о месте нахождения и режиме работы самой фирмы, продающей таймшер (имеется в виду не рыночный агент, а сама фирма — владелец продаваемых ею прав на апартаменты); сведения о лицензии и сертификате на оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации; фамилию, имя и отчество должностного лица, отвечающего за продажу таймшера.

Предлагаемый к заключению договор должен во всем соответствовать только российскому законодательству. Кроме того, в обязательном порядке указывается так называемая «арбитражная оговорка» — в каком суде стороны намерены рассматривать возникший спор.

В заключаемом договоре в обязательном порядке в качестве основного условия должно быть положение, предусматривающее право клиента отказаться в одностороннем порядке без объяснения причин от исполнения договора в течение 14 календарных дней со дня подписания договора без применения штрафных санкций (таково требование Правительства РФ — см. Постановление от 10 октября 2002 г. № 753, пп. «д» п. 4).

Помните, что перевод (или оплата) средств за рубеж в соответствии с валютным законодательством РФ расценивается как движение капитала, что в случае превышения суммы разрешенной к вывозу за границу валюты требует специального согласия ЦБ РФ (Банка России). Подобные сделки с переводом валюты резидентом РФ за рубеж, заключенные без согласия ЦБ РФ (Банка России), признаются ничтожными со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поинтересуйтесь, входит ли клуб, где вы намереваетесь купить «кусочек счастья», в международные системы обмена, например, в RCI или I. I, позвонив в эти организации по следующим телефонам: RCI France, тел: 331-49 25 33 33; I. I (Interval International) Limited (Great Britain), тел: 441 71-820 15 15, 820 98 98; II (Interval International) France. Тел: 331-64 62 98 42.

По этим же телефонам узнайте о ценах на предлагаемую вам услугу. А она в среднем колеблется за одну неделю отдыха на европейском рынке, даже в таких популярных курортных зонах как Канарские острова (например, о. Тенерифе и др.) , острова Средиземноморья (Мальорка, Мальта и др.) в пределах 10-12 тыс. долл. США, на курортах Португалии, Греции и проч. не превышает 7-8 тыс. долл. США. Кроме того, необходимо выяснить также, какую сумму придется уплачивать в виде ежегодных членских взносов в клубных системах, а также ежегодного управленческого взноса самому курорту. Как правило, эти суммы в контрактах не указываются, и покупатель после заключения сделки оказывается перед фактом необходимости дополнительных выплат и расходов.

И последнее: бойтесь данайцев, дары приносящих. Это — о розыгрышах, призах, скидках и других бесплатных подарках. Бесплатный сыр, как известно, бывает лишь для приманки.


В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Отдых в Сочи»
Впереди → «Ненависть… к себе»