Скорая государственная помощь
01 октября 2010 | 14:06
В 2011-2016 годах государство планирует оказать российской туриндустрии поддержку на сумму порядка 96 млрд. рублей. А какова практика поддержки туризма государством в других странах? Рассмотрим программы и реформы, успешно проведенные за рубежом.
Франция
Во Франции еще в 1971 году для поддержания освоенности территории страны на достигнутом уровне была создана ассоциация «Туризм в сельской местности», координирующая организацию сельского туризма в национальном масштабе. Уже в 1986 году 8 миллионов французов (примерно 1/4 часть всех отдыхающих) предпочли отдых в сельской местности. Сегодня эта тенденция только усиливается, и поток дотаций, соответственно, тоже растет. Так, самые популярные места отдыха в сельском департаменте Крез — берега естественных водоемов (прудов и озер). Местные власти регулярно финансируют застройку прибрежных зон и обустраивают искусственные песчаные пляжи, где летом организуют праздники, конкурсы рыбаков, разнообразные мероприятия для детей.
Швейцария
Еще один пример высокой организации туризма — Швейцария. Этой стране удалось растянуть курортный сезон практически на весь год, там туриндустрия напрямую влияет на рост ВНП. Более того, меры господдержки положительно сказываются на благоустроенности удаленных уголков страны. Знаменитое сельское хозяйство Швейцарии (производство сыра и прочее) уже давно существует исключительно на дотации государства, и эти средства также позволяют повышать уровень освоенности территории страны. Аналогичным образом швейцарские власти поддерживают рекреационную отрасль, развивая туризм на периферии. Без дотаций многие деревеньки уже давно перестали бы существовать. Знаменитое сельское хозяйство Швейцарии уже давно существует исключительно на дотации государства, и эти средства также позволяют повышать уровень освоенности территории страны.
Бавария
В соседней Баварии развитие международного туризма считается чуть ли не основным социально-экономическим приоритетом для правительства. Так, в девяностые годы всем предприятиям, работающим в данной отрасли, было оказано содействие в виде кредитов и дотаций на сумму 639 млн. евро. Это обеспечило почти 2,2 млрд. евро капиталовложений. Тогда же правительство Баварии выделило 344 млн. евро субсидий и низкопроцентных кредитов для местных операторов международного туризма. С 1971 по 2000 гг. в рамках обеих программ были предоставлены примерно 395 млн. евро государственных дотаций и около 218 млн. евро кредитов на льготных условиях более чем 6700 объектам, предназначенным для организации и проведения отдыха во всех регионах Баварии.
Чехия
Не дремлет и Министерство финансов Чешской республики. В 2001-2004 годах правительство Чехии выделило 2 млрд. крон (66, 4 млн. евро) на строительство гостиниц, санаториев и создание туристической инфраструктуры. Кроме того, дотации пошли на возведение спортивных комплексов и баз отдыха, предназначенных как для чешских, так и для иностранных туристов. Теперь чешские курорты славятся на всю Европу, особенно популярны Карловы Вары, Марианске Лазне, Лугачовицы, Франтишковы Лазне, Подебрады, Теплице.
Великобритания
В свое время по-другому посмотрели на развитие туризма и в Великобритании. Особенно важной стала реформа структуры управления туристской отрасли страны. В апреле 2003 г. Британская администрация и Английский Совет по туризму создали новую организацию под названием VisitBritain — сеть из 27 зарубежных офисов, которые обеспечивают до 88% посещений Великобритании. Под этот проект было привлечено около 17 млн фунтов стерлингов, его профинансировало Министерство культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании. VisitBritain занимается продвижением национального туристского продукта путем разнообразной рекламы местных достопримечательностей и проведения маркетинговых кампаний. Проект также способствует установлению партнерских отношений с другими организациями, заинтересованными в развитии британских линеек, формируя более полное представление о стране. В 2004-2005 годах целевая дотация на продвижение туристского имиджа страны за рубежом составляла 35,5 млн. фунтов стерлингов, а на маркетинговые программы выделили 14 миллионов. Соответственно, были реорганизованы и туристские администрации Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Такой масштабный комплекс мер госрегулирования открыл новые перспективы развития британской туриндустрии, что в значительной мере поспособствовало снижению цен на туры в великобританию. Об успехах в этой сфере свидетельствует рост показателей въездного туризма: в 2006 г. страну посетили уже 32,2 млн. человек, а поступления в казну составили 15,4 млрд. фунтов стерлингов. В 2004-2005 годах целевая дотация на продвижение туристского имиджа Великобритании за рубежом составляла 35,5 млн. фунтов стерлингов.
Греция
Греция тоже серьезно взялась за поднятие туристской отрасли, чтобы с ее помощью выйти из экономического кризиса. Политика греческого правительства предусматривает государственные дотации на развитие курортных областей страны, регулируемые законом № 3299/2004. Под действие закона подпадают следующие виды курортно-рекреационного бизнеса: строительство гостиниц класса 5 звезд, модернизация существующих гостиниц класса 2 звезды и выше, парки, минеральные источники, центры талассотерапии, курортно-оздоровительные комплексы, объекты спортивного туризма, деловые и торговые центры и многое другое. Дотации от государства стабильно получают Халкидики, Крит, Афины, Салоники, Корфу и Родос. Объемы финансирования зависят от региона и размера компании и могут достигать 60%. Процент прямых личных инвестиций бизнесмена в системе дотаций должен составлять не менее 25% субсидируемых расходов. Уже в 2010 г. такая система дала положительный результат: турпоток в Грецию возрос на 6-10%.
Япония
Еще одним примером успешного развития туристической отрасли можно назвать японскую модель, когда участие государственных структур привело к быстрому росту внутреннего и въездного туризма, к повышению качества жизни населения страны и росту экономики, в целом. В настоящее время туриндустрия является одной из приоритетных отраслей экономики Японии. В начале 2000-х гг. туризм принес в казну 21,3 трлн. иен, или 2,1% ВВП. Такие результаты не стали неожиданными, ведь систему дотаций начали внедрять еще в 1987 году, когда был принят Закон о развитии комплексных зон отдыха. По всей стране стали строить объекты туристской инфраструктуры — от гостиниц и тематических парков до полей для игры в гольф. Кроме того, в 1988 году власти утвердили проект музеев под открытым небом — «культурных деревень», где можно ознакомиться с природой, обычаями, стилем жизни местного населения, историей и культурой региона. К 1992 г. при государственной финансовой поддержке было создано 11 таких деревень.
Среди наиболее известных — Сиракаваго и Гокаяма, включенные в Список ЮНЕСКО, а также Мэйдзи-мура. Господдержка «этнического» строительства увеличила турпоток в Страну восходящего солнца на 20%.
В настоящее время там широко развернута кампания «Посетите Японию», которая является частью стратегии развития въездного туризма и нацелена на сокращение существующего разрыва между выездным и въездным потоками. К концу 2010 г. планируется довести количество международных туристских прибытий в страну до 10 миллионов.
Китай
В этой стране развитие туризма, как и прежде, носит централизованный характер. Китайское правительство приняло программу опережающего роста туристской отрасли по сравнению с другими секторами экономики. Для достижения намеченной цели власти взяли курс на мобилизацию усилий на всех уровнях: государственном, местном, ведомственном, коллективном и индивидуальном. Было принято решение развивать туризм за счет внутренних ресурсов с привлечением иностранного капитала. Благодаря поддержке со стороны государства туристическая индустрия Китая сегодня действительно опережает большинство секторов экономики страны. Если в 1978 г. Китай занимал лишь 41-е место в мире по въездному туризму, то в 2005 г. — уже четвертую позицию, а по доходам от международного туризма — шестую.
В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Адреналин наш»
Впереди → «Праздничные рецепты»