Амортизация на арифметическом примере
30 декабря 2010 | 14:16
В тех отраслях промышленности, которые используют большое количество капитального оборудования, амортизация представляет собой главную статью производственных расходов.
Она отличается от всех других затрат тем, что "оплачивается" не так, как аренда, местные налоги и проценты за кредит. Амортизация представляет собой потерю стоимости основного капитала, который изнашивается и постепенно устаревает. Ее включают в категорию постоянных издержек, потому что с течением времени машины и оборудование теряют стоимость, независимо от степени их использования. Это, безусловно, относится к автомобилям, что ясно видно, если просмотреть прейскурант на подержанные автомобили в любом справочнике.Например, фирма покупает новый станок за 100 тыс. и оценивает срок его службы в 10 лет; одним из способов уменьшения его стоимости является равномерное начисление износа. Это значит, что стоимость станка будет ежегодно уменьшаться на 10 тыс. Эти деньги будут включены в постоянные издержки, и каждый год в течение 10 лет эта сумма будет поступать в амортизационный фонд, чтобы, в конце концов, можно было оплатить стоимость нового станка.
В отраслях промышленности, где используется большое количество дорогостоящего оборудования, например сборочные линии и роботы, постоянные издержки очень высоки, а переменные - относительно низки. В таких отраслях увеличение производства ведет к значительному сокращению средних издержек. Это объясняется тем, что постоянные издержки на единицу продукции уменьшаются очень быстро по мере увеличения объема производства. Например, когда впервые стали выпускать карманные калькуляторы, их производили малыми партиями по цене около 100. В течение 6 лет благодаря росту производства их цена стала менее 5. На простом арифметическом примере можно продемонстрировать, каким образом крупное производство способствует сокращению средних издержек. Можно воспользоваться этим же примером, чтобы показать, с какими проблемами сталкивается фирма, устанавливая цену на новый или усовершенствованный старый товар. Фирме не известны средние издержки производства, когда она начинает выпускать новую продукцию или продукцию с обновленным дизайном, потому что она не знает, каким спросом будет пользоваться ее товар. Однако она должна установить цену на новый товар до его запуска в производство. Все это видно из примера. Допустим, что фирма несет следующие затраты.
Теперь рассмотрим две возможности. В одном случае объем продаж был довольно неутешительным. В другом оказалось, что товар пользуется большим спросом. Предыдущий пример помогает понять, почему книги большого объема часто стоят дешевле, чем книги, имеющие гораздо меньше страниц. В полиграфической промышленности большая часть общих издержек приходится на постоянные издержки. Стоимость редактирования рукописи, подготовка ее к печати, оформление, набор и предварительная реклама - все это постоянные издержки. Они не изменяются в зависимости от того, составляет ли тираж книги 100 или 100 000 экземпляров. Когда подготовительная работа закончена, переменные издержки на каждую книгу будут сравнительно невелики. Это стоимость рабочей силы, бумаги, переплета и гонорара автору. Как и в предыдущем примере, когда постоянные издержки очень большие, средняя стоимость одной книги будет резко падать по мере увеличения тиража.
В конечном счете фирма будет продолжать производить товар только в том случае, если он приносит прибыль. Когда объем продукции равен 5 единицам в неделю, расстояние по вертикали между кривыми общих доходов и общих затрат достигает максимума; это точка максимальной прибыли. Точки безубыточности указывают на такой объем производства, при котором общие доходы фирмы покрывают ее общие расходы.
В начале ↑ «Оглавление»
Впереди → «Несколько советов для комфортного осуществления длительных перелетов»